Золотые правила воспитания для родителей
Памятка
- Любите своего ребенка, пусть он никогда не сомневается в этом!
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
- Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
- Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
- Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
- Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
- Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ВОСПИТАНИЯ
Адаптационный период
Уважаемые родители! Ваш ребенок делает первые шаги в обучении в школе, что и радует и одновременно волнует.
Надеюсь, что данная информация будет для вас интересной, а, главное, полезной в понимании важности первых дней пребывания ребенка в школе.
Верю, что это поможет вам самим обрести уверенность, а, значит, и передаст уверенность в своих силах вашим детям.
Период адаптации ребенка в школе очень важен для первоклассника и его родителей. Он может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, а также степени подготовленности ребенка к школьной жизни.
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Каковы признаки успешной адаптации?
Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
Насколько легко ребенок справляется с программой. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети (как взрослые) разные.
Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Немаловажным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание.
Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Спросите любого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите: что самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая …
Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница нередко затмевает и маму, и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителем вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.
Даже если лично у вас как родителей есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные и неуважительные высказывания о школе и учителях в «семейном кругу»; это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.
Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.
Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Пригласите одноклассников вашего ребенка домой, на простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.
Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одежбой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Но при этом не стоит впадать и в другую крайность. Семилетней девочке важно быть красивой не меньше, чем ее маме. Пусть хвостики будут модными, а резиночки для волос – яркими, если этого хочет ваш ребенок.
На вашего чистенького, аккуратненького, ухоженного ребенка, одетого в симпатичную и удобную одежду, будет приятно смотреть. Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.
Совет пятый: помогите ребенку привыкать к новому режиму жизни.
Ребенок привыкает к школьной жизни не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека.
С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.
Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждаются в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время.
Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Хорошей помощью шестилетнему организму будет привычка к дневному сну. Это поможет ребенку мягко перейти от режима детского сада к более жесткому школьному режиму. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.
Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным отметкам исключит треть возможных неприятностей ребенка.
Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.
Школьная отметка – показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Называя ребенка «троечником», мы словно приковываем его цепями к маленьким цифрам в его дневнике. Называя «отличником», сводим целую вселенную под названием «Человек» до одного - единственного достоинства. Хвалите ребенка за его успехи в школе. Помогайте со сложными предметами. Только помните, что никакое количество «десяток» не может быть важнее счастья вашего ребенка.
* * *
Взрослые, все без исключения, всегда безмерно рады успехам своих детей. Ради этих успехов они готовы пойти на очень многое. Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными! С помощью мудрых и доброжелательных педагогов, психологов и родителей ребенок быстро освоит этот новый, интересный мир. А школа и вы лично обязательно приобретете в лице друг друга друзей и союзников.
Родителям второклассников
ПЕРЕХОД РЕБЕНКА ВО ВТОРОЙ КЛАСС ЗНАМЕНУЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.ВСЕ ЭТО ДОСТАТОЧНО НЕПРОСТО ДЛЯ РЕБЕНКА И СУЩЕСТВУЮТ ОСОБЫЕ СЕКРЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ РЕБЕНКА В ДАННЫЙ ПЕРИОД.
ИТАК, В "НАПОМИНАЛКУ" РОДИТЕЛЯ ВТОРОКЛАССНИКА ВНЕСЕМ:
1. НАПОМНИТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ НУЖНЫ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ТОГО, ЧТО В КЛАССЕ ОБЪЯСНЯЛ УЧИТЕЛЬ, ИНАЧЕ В ДОЛГОВРЕМЕННУЮ ПАМЯТЬ ЗНАНИЯ НЕ ПЕРЕХОДЯТ.
2. НАВЫК ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ БЕЗ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ ВЗРОСЛОГО ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ФОРМИРУЕТСЯ, ТАКОВЫ ЗАКОНЫ УСВОЕНИЯ.
3. ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НЕ КОНТРОЛИРУЮТ И НЕ ПОМОГАЮТ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, ТО РЕБЕНОК МОЖЕТ ЕГО НЕ ДЕЛАТЬ И НЕ ЗАПИСЫВАТЬ.
4. ВАЖНО ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПРОВЕРЯТЬ И СОПОСТАВЛЯТЬ ТО, ЧТО РЕБЕНОК ЗАПИСАЛ В ДНЕВНИК И ТО, ЧТО БЫЛО РЕАЛЬНО ЗАДАНО – ДЕТИ ПОРОЙ НЕ ЗАПИСЫВАЮТ ЧАСТЬ ЗАДАНИЙ В ДНЕВНИК.
5. НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ КОНКРЕТНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И СТРЕМИТЬСЯ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ДЕЛАЛ УРОКИ В ОДНО И ТОЖЕ ВРЕМЯ.
6. ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ ДЕЛАТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ПРОВЕРЯТЬ ТО, ЧТО РЕБЕНОК СДЕЛАЛ.
7. НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СВОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.
8. ПОКАЗЫВАТЬ ПРИМЕР ОРГАНИЗОВАННОСТИ И СОБРАННОСТИ.
9. ПРИНЯТЬ, НЕУДАЧИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБЫ НЕИЗБЕЖНЫ, ПОЭТОМУ ВАЖНО НЕ РУГАТЬ РЕБЕНКА ЗА НИХ, А НАОБОРОТ, ПОМОЧЬ РАЗОБРАТЬСЯ.
10. ВАЖНО ВОСПРИНИМАТЬ НЕУДАЧУ, КАК ПОКАЗАТЕЛИ УЧЕБНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ-ЭТО СИГНАЛ К ТОМУ, ЧТО ЗНАНИЯ ПРИБОЛЕЛИ И ИМ НУЖНО ЛЕЧЕНИЕ, А НЕ НРАВОУЧЕНИЕ.
11. НЕ ДУМАТЬ, ЧТО ЕСЛИ МАМА И ПАПА ХОРОШО УЧИЛИСЬ В ШКОЛЕ, ТО У НИХ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ РЕБЕНОК ОТЛИЧНИК ИЛИ УДАРНИК – МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ.
12. РЕБЕНКУ НИЧЕМ НЕ ПОМОГУТ РАССКАЗЫ РОДИТЕЛЕЙ О ТОМ, ЧТО ОНИ ОКОНЧИЛИ ШКОЛУ С ЗОЛОТОЙ МЕДАЛЬЮ, А В ВУЗ С КРАСНЫМ ДИПЛОМОМ, ЗАТО ТРЕВОЖНОСТЬ МОГУТ СФОРМИРОВАТЬ.
13. ЕСЛИ РУГАТЬ РЕБЕНКА ЗА НЕУДАЧИ, ТО У НЕГО МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ, КОТОРАЯ СИЛЬНО ВЛИЯЕТ НА УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА. ДАЖЕ САМЫЙ УМНЫЙ РЕБЕНОК МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ НИЗКУЮ ОТМЕТКУ, ЕСЛИ ОН БОИТСЯ, Т.К СТРАХ БЛОКИРУЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
14. НЕ ТРЕБОВАТЬ ОТ РЕБЕНКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОН МОЖЕТ В ДАННЫЙ МОМЕНТ.
15. ВАЖНО УЧИТЬ РЕБЕНКА СРАВНИВАТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ С ЕГО ЖЕ ДОСТИЖЕНИЯМИ, НО В ПРЕДЫДУЩЕМ ПЕРИОДЕ.
16. ОБЯЗАТЕЛЬНО ХВАЛИТЬ ЗА УСПЕХИ, СОЗДАВАТЬ СИТУАЦИИ УСПЕХА, ОТМЕЧАТЬ МАЛЕЙШИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ.
17. НИКОГДА НЕ СРАВНИВАТЬ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКА С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ.
18. РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ, ЧТО ОШИБАТЬСЯ – ЭТО НОРМАЛЬНО, ЧТО ОШИБАЮТСЯ И МАМЫ, И ПАПЫ И БАБУШКИ И ДЕДУШКИ.
19. ВАЖНО РЕБЕНКА НАСТРАИВАТЬ НА ТО, ЧТО ЕСЛИ ВЕРИТЬ В УСПЕХ И СТАРАТЬСЯ, ТО ВСЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЛУЧИТСЯ.
5 родительских ключей к школьным успехам ребёнка
Внимание не к результату, а к процессу: "Ты постарался, и это самое главное. Завтра получится ещё лучше".
Правильная оценка сил и возможностей ребёнка.
Организация удобного режима, который быстро становится привычным и не вызывает протеста.
Оказание помощи только тогда, когда ребёнок о ней просит. И это должна быть именно помощь, а не работа вместо ребёнка.
Понимание того, что хорошие отношения с вашими детьми - самое главное. Остальное поправимо и приложится!
Отношение родителей к учителю в значительной степени обуславливают школьные успехи ребёнка. Ведь именно у этого человека ему предстоит многому научиться, от него будет зависеть настроение ребёнка в школе, его желание учиться.
Успех ребенка в школе - это фундамент для его уверенности в себе.
ОШИБКИ ИЗ-ЗА НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ
"Мой сын всё знает, дома всё отвечает, а в классе ошибка на ошибке! Что поделать – невнимательность!"
"У моей дочки знания отличные. Но вот волнуется и из-за невнимательности доп
ускает ошибки!"
Знаете, что бывает дальше в 99 процентах случаев?
Первый этап
Первые три класса начальной школы родители вздыхают и разводят руками.
Второй этап
К концу четвёртого класса, невзирая на «просто невнимательного», начинается неравный бой либо с собственным ребёнком, либо с учительницей.
Третий этап
В средней школе толпы отчаявшихся родителей осаждают кабинеты психологов, где им дают советы, как разными способами развить внимание.
Например, дать ребёнку задание принести из комнаты тетрадку, но не просто принести, а, например, первую часть пути прыгать на левой ножке, потом пешком, потом на правой. На обратном пути, взяв тетрадь в левую руку, 5 раз подбросить её, пройдя половину расстояния, поймать, переложить в правую руку и гордо вручить родителям.
Четвёртый этап
Все эти задания психологов не вредны, а даже полезны. Но они не являются панацеей. Ребёнок продолжает допускать глупые, на взгляд родителей, а потом уже даже и не глупые ошибки. Наиболее ответственные родители, чувствуя, что ситуация выходит из-под контроля, нанимают репетиторов. Менее ответственные просто продолжают ругать своего ребёнка, учителя, школу и всё образование в целом.
Кто виноват и что делать?
Чтобы быстро вылечить больного, врач сначала должен верно поставить диагноз. Ведь если 15 лет старательно лечить лёгкие, а проблемы — с желудком, то пациент не выздоровеет.
Так же и в учёбе. Давайте сразу поставим верный диагноз. Сначала вам надо усвоить одну грустную истину. Если мы говорим о школьных навыках, то запомните очень важное правило:
ОШИБОК ИЗ-ЗА НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ НЕ БЫВАЕТ!
Любая ошибка – это неотработанность, неусвоенность определенного навыка. Давайте разберём самые распространённые, узнаваемые всеми вами случаи.
Ребёнок пропускает буквы в словах
(это может быть в ЛЮБОМ классе)
Причина: неотработанность фонематического слуха.
Что делать: больше писать под диктовку, обязательно вполголоса проговаривая слово по буквам-слогам.
Ребёнок допускает ошибки в счёте
Причина: не отработаны до автоматизма навыка счёта.
Что делать: учить состав числа, таблицу умножения, внетабличное умножение и деление знать назубок до 19. В общем, больше решать примеров (скакание на одной ножке с тетрадкой поможет гораздо меньше. Не навредит, но и в счёте не поможет)
Ребёнок допускает ошибки в диктанте
на хорошо известные ему орфограммы
Причина: орфограммы известны, может их применить на практике, но доведённого до автоматизма навыка ещё нет.
Что делать: снова проговаривать правило, разбирать слова с этой орфограммой устно, а потом опять писать диктанты с этой орфограммой. Диктант – лучшая отработка и проверка грамотности ребёнка. Помните, что диктантов много не бывает!
Ребёнок не решает задачи
Причина: неумение видеть причинно-следственные связи, неумение выстраивать логическую цепочку решения.
Что делать: не лениться с первого класса делать краткую запись, записывать условие задачи, чертить схемы и пр.
Да, в первом классе абсолютное большинство детей в 10 раз быстрее просто решит задачу, чем составит и сделает краткую запись к ней.
Но это умение будет необходимо вашему ребёнку для хорошего умения решать задачи начиная со второго класса и далее.
Итак: краткая запись к каждой задаче (и/или чертёж, схема, формула) + больше решать задач, отрабатывать навык.
С чем чаще всего путают ошибки,
принимая их за ошибки из-за невнимательности?
- С неотработанностью учебных навыков (это мы уже разобрали)
- С логопедическими ошибками (милости просим на приём к логопеду)
- С полным отсутствием мотивации к учению.
Пара слов о мотивации
Очень важно, чтобы у ребёнка было желание учиться, узнавать новое, гордиться своими успехами в учёбе. Если ребёнок не хочет что-либо выучить – заставить его практически нереально.
Мотивируйте, хвалите, не давайте просиживать часами за играми на планшетах, телефонах, компьютерах ежедневно. Раз в неделю и максимум час. Иначе, получив массу лёгкой информации, которая отупляет, попутно очень сильно травмируя нервную систему ребёнка, его мозг будет просто не в состоянии усваивать новое, которое действительно развивает.
Учителя не волшебники. Они не в силах справляться с могучими холдингами разработчиков и производителей компьютерных игр. Контролируйте своих детей сами, ведь вам с ними и после школы жить.
У учителей даже есть такое понятие, как мотивированность к учебе не только детей, но и родителей. Всегда понятно, мотивирована семья на учёбу или нет. Детям из мотивированных семей намного легче и с большей радостью даётся учеба. Говорю это вам как учитель-практик, методист и автор федеральных учебников.
И, напоследок, давайте повторим правило:
ОШИБОК ИЗ-ЗА НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ НЕ БЫВАЕТ!
Любая ошибка – это неотработанность, неусвоенность определенного навыка.
Когда вашего ребёнка спрашивают, как его зовут, он же не путает свое имя, не ошибается из-за невнимательности? Не отвечает растерянно: «Петя... или нет, нет! Миша... Коля?.. Ваня... а! Вспомнил! Точно! Артём! Артём меня зовут!» Имя помнит?
Вот так и всё остальное должен помнить, если действительно и выучил, и отработал.
Удачи вам и успехов в учёбе!
Адаптационный период
Уважаемые родители! Ваш ребенок делает первые шаги в обучении в школе, что и радует и одновременно волнует.
Надеюсь, что данная информация будет для вас интересной, а, главное, полезной в понимании важности первых дней пребывания ребенка в школе.
Верю, что это поможет вам самим обрести уверенность, а, значит, и передаст уверенность в своих силах вашим детям.
Период адаптации ребенка в школе очень важен для первоклассника и его родителей. Он может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, характера взаимоотношений с окружающими, а также степени подготовленности ребенка к школьной жизни.
Немаловажным фактором является и поддержка взрослых – мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Каковы признаки успешной адаптации?
Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
Насколько легко ребенок справляется с программой. Если ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети (как взрослые) разные.
Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Немаловажным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Немаловажным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание.
Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.
Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Спросите любого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите: что самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая …
Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница нередко затмевает и маму, и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителем вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов.
Даже если лично у вас как родителей есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные и неуважительные высказывания о школе и учителях в «семейном кругу»; это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.
Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно.
Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите с ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Пригласите одноклассников вашего ребенка домой, на простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей.
Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одежбой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Но при этом не стоит впадать и в другую крайность. Семилетней девочке важно быть красивой не меньше, чем ее маме. Пусть хвостики будут модными, а резиночки для волос – яркими, если этого хочет ваш ребенок.
На вашего чистенького, аккуратненького, ухоженного ребенка, одетого в симпатичную и удобную одежду, будет приятно смотреть. Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.
Совет пятый: помогите ребенку привыкать к новому режиму жизни.
Ребенок привыкает к школьной жизни не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека.
С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.
Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его. Ваша дочь или сын нуждаются в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и то же время.
Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Хорошей помощью шестилетнему организму будет привычка к дневному сну. Это поможет ребенку мягко перейти от режима детского сада к более жесткому школьному режиму. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.
Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным отметкам исключит треть возможных неприятностей ребенка.
Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.
Школьная отметка – показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Называя ребенка «троечником», мы словно приковываем его цепями к маленьким цифрам в его дневнике. Называя «отличником», сводим целую вселенную под названием «Человек» до одного - единственного достоинства. Хвалите ребенка за его успехи в школе. Помогайте со сложными предметами. Только помните, что никакое количество «десяток» не может быть важнее счастья вашего ребенка.
* * *
Взрослые, все без исключения, всегда безмерно рады успехам своих детей. Ради этих успехов они готовы пойти на очень многое. Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными! С помощью мудрых и доброжелательных педагогов, психологов и родителей ребенок быстро освоит этот новый, интересный мир. А школа и вы лично обязательно приобретете в лице друг друга друзей и союзников.
ПЕРЕХОД РЕБЕНКА ВО ВТОРОЙ КЛАСС ЗНАМЕНУЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.ВСЕ ЭТО ДОСТАТОЧНО НЕПРОСТО ДЛЯ РЕБЕНКА И СУЩЕСТВУЮТ ОСОБЫЕ СЕКРЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДДЕРЖКЕ РЕБЕНКА В ДАННЫЙ ПЕРИОД.
ИТАК, В "НАПОМИНАЛКУ" РОДИТЕЛЯ ВТОРОКЛАССНИКА ВНЕСЕМ:
1. НАПОМНИТЬ РЕБЕНКУ, ЧТО ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ НУЖНЫ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ТОГО, ЧТО В КЛАССЕ ОБЪЯСНЯЛ УЧИТЕЛЬ, ИНАЧЕ В ДОЛГОВРЕМЕННУЮ ПАМЯТЬ ЗНАНИЯ НЕ ПЕРЕХОДЯТ.
2. НАВЫК ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ БЕЗ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ ВЗРОСЛОГО ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ФОРМИРУЕТСЯ, ТАКОВЫ ЗАКОНЫ УСВОЕНИЯ.
3. ЕСЛИ РОДИТЕЛИ НЕ КОНТРОЛИРУЮТ И НЕ ПОМОГАЮТ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, ТО РЕБЕНОК МОЖЕТ ЕГО НЕ ДЕЛАТЬ И НЕ ЗАПИСЫВАТЬ.
4. ВАЖНО ПЕРВОНАЧАЛЬНО ПРОВЕРЯТЬ И СОПОСТАВЛЯТЬ ТО, ЧТО РЕБЕНОК ЗАПИСАЛ В ДНЕВНИК И ТО, ЧТО БЫЛО РЕАЛЬНО ЗАДАНО – ДЕТИ ПОРОЙ НЕ ЗАПИСЫВАЮТ ЧАСТЬ ЗАДАНИЙ В ДНЕВНИК.
5. НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ КОНКРЕТНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ И СТРЕМИТЬСЯ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ДЕЛАЛ УРОКИ В ОДНО И ТОЖЕ ВРЕМЯ.
6. ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ ДЕЛАТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ И ПРОВЕРЯТЬ ТО, ЧТО РЕБЕНОК СДЕЛАЛ.
7. НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СВОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.
8. ПОКАЗЫВАТЬ ПРИМЕР ОРГАНИЗОВАННОСТИ И СОБРАННОСТИ.
9. ПРИНЯТЬ, НЕУДАЧИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБЫ НЕИЗБЕЖНЫ, ПОЭТОМУ ВАЖНО НЕ РУГАТЬ РЕБЕНКА ЗА НИХ, А НАОБОРОТ, ПОМОЧЬ РАЗОБРАТЬСЯ.
10. ВАЖНО ВОСПРИНИМАТЬ НЕУДАЧУ, КАК ПОКАЗАТЕЛИ УЧЕБНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ-ЭТО СИГНАЛ К ТОМУ, ЧТО ЗНАНИЯ ПРИБОЛЕЛИ И ИМ НУЖНО ЛЕЧЕНИЕ, А НЕ НРАВОУЧЕНИЕ.
11. НЕ ДУМАТЬ, ЧТО ЕСЛИ МАМА И ПАПА ХОРОШО УЧИЛИСЬ В ШКОЛЕ, ТО У НИХ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ РЕБЕНОК ОТЛИЧНИК ИЛИ УДАРНИК – МЫ ВСЕ РАЗНЫЕ.
12. РЕБЕНКУ НИЧЕМ НЕ ПОМОГУТ РАССКАЗЫ РОДИТЕЛЕЙ О ТОМ, ЧТО ОНИ ОКОНЧИЛИ ШКОЛУ С ЗОЛОТОЙ МЕДАЛЬЮ, А В ВУЗ С КРАСНЫМ ДИПЛОМОМ, ЗАТО ТРЕВОЖНОСТЬ МОГУТ СФОРМИРОВАТЬ.
13. ЕСЛИ РУГАТЬ РЕБЕНКА ЗА НЕУДАЧИ, ТО У НЕГО МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ, КОТОРАЯ СИЛЬНО ВЛИЯЕТ НА УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА. ДАЖЕ САМЫЙ УМНЫЙ РЕБЕНОК МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ НИЗКУЮ ОТМЕТКУ, ЕСЛИ ОН БОИТСЯ, Т.К СТРАХ БЛОКИРУЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
14. НЕ ТРЕБОВАТЬ ОТ РЕБЕНКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОН МОЖЕТ В ДАННЫЙ МОМЕНТ.
15. ВАЖНО УЧИТЬ РЕБЕНКА СРАВНИВАТЬ СВОИ ДОСТИЖЕНИЯ С ЕГО ЖЕ ДОСТИЖЕНИЯМИ, НО В ПРЕДЫДУЩЕМ ПЕРИОДЕ.
16. ОБЯЗАТЕЛЬНО ХВАЛИТЬ ЗА УСПЕХИ, СОЗДАВАТЬ СИТУАЦИИ УСПЕХА, ОТМЕЧАТЬ МАЛЕЙШИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ.
17. НИКОГДА НЕ СРАВНИВАТЬ ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКА С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ.
18. РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ, ЧТО ОШИБАТЬСЯ – ЭТО НОРМАЛЬНО, ЧТО ОШИБАЮТСЯ И МАМЫ, И ПАПЫ И БАБУШКИ И ДЕДУШКИ.
19. ВАЖНО РЕБЕНКА НАСТРАИВАТЬ НА ТО, ЧТО ЕСЛИ ВЕРИТЬ В УСПЕХ И СТАРАТЬСЯ, ТО ВСЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЛУЧИТСЯ.
5 родительских ключей к школьным успехам ребёнка
Внимание не к результату, а к процессу: "Ты постарался, и это самое главное. Завтра получится ещё лучше".
Правильная оценка сил и возможностей ребёнка.
Организация удобного режима, который быстро становится привычным и не вызывает протеста.
Оказание помощи только тогда, когда ребёнок о ней просит. И это должна быть именно помощь, а не работа вместо ребёнка.
Понимание того, что хорошие отношения с вашими детьми - самое главное. Остальное поправимо и приложится!
Отношение родителей к учителю в значительной степени обуславливают школьные успехи ребёнка. Ведь именно у этого человека ему предстоит многому научиться, от него будет зависеть настроение ребёнка в школе, его желание учиться.
Успех ребенка в школе - это фундамент для его уверенности в себе.
ОШИБКИ ИЗ-ЗА НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ
"Мой сын всё знает, дома всё отвечает, а в классе ошибка на ошибке! Что поделать – невнимательность!"
"У моей дочки знания отличные. Но вот волнуется и из-за невнимательности доп
"У моей дочки знания отличные. Но вот волнуется и из-за невнимательности доп
ускает ошибки!"
Знаете, что бывает дальше в 99 процентах случаев?
Первый этап
Первые три класса начальной школы родители вздыхают и разводят руками.
Второй этап
К концу четвёртого класса, невзирая на «просто невнимательного», начинается неравный бой либо с собственным ребёнком, либо с учительницей.
Третий этап
В средней школе толпы отчаявшихся родителей осаждают кабинеты психологов, где им дают советы, как разными способами развить внимание.
Например, дать ребёнку задание принести из комнаты тетрадку, но не просто принести, а, например, первую часть пути прыгать на левой ножке, потом пешком, потом на правой. На обратном пути, взяв тетрадь в левую руку, 5 раз подбросить её, пройдя половину расстояния, поймать, переложить в правую руку и гордо вручить родителям.
Четвёртый этап
Все эти задания психологов не вредны, а даже полезны. Но они не являются панацеей. Ребёнок продолжает допускать глупые, на взгляд родителей, а потом уже даже и не глупые ошибки. Наиболее ответственные родители, чувствуя, что ситуация выходит из-под контроля, нанимают репетиторов. Менее ответственные просто продолжают ругать своего ребёнка, учителя, школу и всё образование в целом.
Кто виноват и что делать?
Чтобы быстро вылечить больного, врач сначала должен верно поставить диагноз. Ведь если 15 лет старательно лечить лёгкие, а проблемы — с желудком, то пациент не выздоровеет.
Так же и в учёбе. Давайте сразу поставим верный диагноз. Сначала вам надо усвоить одну грустную истину. Если мы говорим о школьных навыках, то запомните очень важное правило:
ОШИБОК ИЗ-ЗА НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ НЕ БЫВАЕТ!
Любая ошибка – это неотработанность, неусвоенность определенного навыка. Давайте разберём самые распространённые, узнаваемые всеми вами случаи.
Ребёнок пропускает буквы в словах
(это может быть в ЛЮБОМ классе)
Причина: неотработанность фонематического слуха.
Что делать: больше писать под диктовку, обязательно вполголоса проговаривая слово по буквам-слогам.
Ребёнок допускает ошибки в счёте
Причина: не отработаны до автоматизма навыка счёта.
Что делать: учить состав числа, таблицу умножения, внетабличное умножение и деление знать назубок до 19. В общем, больше решать примеров (скакание на одной ножке с тетрадкой поможет гораздо меньше. Не навредит, но и в счёте не поможет)
Ребёнок допускает ошибки в диктанте
на хорошо известные ему орфограммы
на хорошо известные ему орфограммы
Причина: орфограммы известны, может их применить на практике, но доведённого до автоматизма навыка ещё нет.
Что делать: снова проговаривать правило, разбирать слова с этой орфограммой устно, а потом опять писать диктанты с этой орфограммой. Диктант – лучшая отработка и проверка грамотности ребёнка. Помните, что диктантов много не бывает!
Ребёнок не решает задачи
Причина: неумение видеть причинно-следственные связи, неумение выстраивать логическую цепочку решения.
Что делать: не лениться с первого класса делать краткую запись, записывать условие задачи, чертить схемы и пр.
Да, в первом классе абсолютное большинство детей в 10 раз быстрее просто решит задачу, чем составит и сделает краткую запись к ней.
Но это умение будет необходимо вашему ребёнку для хорошего умения решать задачи начиная со второго класса и далее.
Итак: краткая запись к каждой задаче (и/или чертёж, схема, формула) + больше решать задач, отрабатывать навык.
С чем чаще всего путают ошибки,
принимая их за ошибки из-за невнимательности?
- С неотработанностью учебных навыков (это мы уже разобрали)
- С логопедическими ошибками (милости просим на приём к логопеду)
- С полным отсутствием мотивации к учению.
Пара слов о мотивации
Очень важно, чтобы у ребёнка было желание учиться, узнавать новое, гордиться своими успехами в учёбе. Если ребёнок не хочет что-либо выучить – заставить его практически нереально.
Мотивируйте, хвалите, не давайте просиживать часами за играми на планшетах, телефонах, компьютерах ежедневно. Раз в неделю и максимум час. Иначе, получив массу лёгкой информации, которая отупляет, попутно очень сильно травмируя нервную систему ребёнка, его мозг будет просто не в состоянии усваивать новое, которое действительно развивает.
Учителя не волшебники. Они не в силах справляться с могучими холдингами разработчиков и производителей компьютерных игр. Контролируйте своих детей сами, ведь вам с ними и после школы жить.
У учителей даже есть такое понятие, как мотивированность к учебе не только детей, но и родителей. Всегда понятно, мотивирована семья на учёбу или нет. Детям из мотивированных семей намного легче и с большей радостью даётся учеба. Говорю это вам как учитель-практик, методист и автор федеральных учебников.
И, напоследок, давайте повторим правило:
ОШИБОК ИЗ-ЗА НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ НЕ БЫВАЕТ!
ОШИБОК ИЗ-ЗА НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ НЕ БЫВАЕТ!
Любая ошибка – это неотработанность, неусвоенность определенного навыка.
Когда вашего ребёнка спрашивают, как его зовут, он же не путает свое имя, не ошибается из-за невнимательности? Не отвечает растерянно: «Петя... или нет, нет! Миша... Коля?.. Ваня... а! Вспомнил! Точно! Артём! Артём меня зовут!» Имя помнит?
Вот так и всё остальное должен помнить, если действительно и выучил, и отработал.
Удачи вам и успехов в учёбе!
Комментариев нет:
Отправить комментарий